Кругосветки и специальные экспедиции на Дальний Восток

Ред. 03.03.2025

Предисловие

Сайт в стадии создания — не судите строго. Информация порой противоречива. Сведения уточняется, ошибки исправляются, а автор учится. Предложения и замечания с благодарностью принимаются. 

Введение

Русские кругосветные плавания(**) XIX века стали важными этапами в истории географических открытий и научных исследований. Они способствовали расширению знаний о мире, укреплению международного престижа Российской империи и развитию её военно-морского флота. 

Наиболее значимые русские кругосветные плавания и экспедиции под парусами XIX века

1. Первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского на шлюпах «Надежда» и «Нева» (1803–1806)

  • Корабли: парусные трёхмачтовыe шлюпы «Надежда» и «Нева»
  • Капитаны: Иван Фёдорович Крузенштерн («Надежда»), Юрий Фёдорович Лисянский («Нева»)
  • Офицеры: Макар Иванович Ратманов (старший офицер «Надежды», позже участник экспедиции
    Головнина), Фаддей Беллинсгаузен (мичман на «Надежде», позже руководитель антарктической
    экспедиции).
  • Учёные: астроном Горнер, естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → мыс Горн → Тихий океан → Камчатка → Япония → Аляска → Китай → Индийский океан→ мыс Доброй Надежды → Атлантический океан → Кронштадт
  • Цель: Исследовательская экспедиция, дипломатическая миссия в Японию, установление связей с Японией и Китаем, доставка грузов в Русскую Америку.
  • Результаты: Первое русское кругосветное плавание. Составлены карты берегов Японии, Сахалина и Курильских островов; исследованы Тихоокеанские острова; установлено существование пролива между Азией и Америкой (ныне Берингов пролив); проведены научные исследования в области океанографии, метеорологии и этнографии.

2. Экспедиция Головнина на шлюпе «Диана» (1807–1809)

  • Корабль: парусный шлюп «Диана» (переделанный транспорт-лесовоз)
  • Капитан: Василий Михайлович Головнин.
  • Офицеры:
    • Пётр Иванович Рикорд (лейтенант, позже губернатор Камчатки).
    • Фёдор Литке (юнга, позже знаменитый мореплаватель).
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантика → мыс Горн → о-ов Танну (арх. Новые Гебриды) → Камчатка → Кадьяк → Курильские о-ва
  • Особенность: шлюп был блокирован английскими кораблями в гавани у мыса Доброй Надежды (1808), экипаж сумел организовать побег «Дианы» из плена. Во время описания Курильских и Шантарских островов экипаж вместе с кораблем захвачен в плен японцами. В 1813 г. освобождён из плена, в С-Петербург добрался в 1814 через Сибирь. 
  • Цель: Доставка припасов на Камчатку и Аляску.
  • Результаты: описания климата и картографические исследования Курильских островов,  этнографический материал о жителях Меланезии.

3. Второе русское кругосветное плавание Коцебу на шлюпе «Рюрик» (1815–1818)

    • Глеб Шишмарёв (лейтенант, участник антарктической экспедиции).
    • Михаил Станюкович (мичман, позже капитан «Моллера»).
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → мыс Горн → Тихий океан → Гавайские острова → Берингов пролив → Аляска → Маршалловы острова → Филиппины → мыс Доброй Надежды → Кронштадт
  • Цель: Поиск Северо-Западного прохода, исследование Тихого океана, картографирование новых земель.
  • Результаты: Открытие 399 островов в южной части Тихого океана, впервые описаны берега Аляски, проведены научные наблюдения.

4. Экспедиция Головнина на шлюпе «Камчатка» (1817-1819)

  • Корабль: парусный шлюп «Камчатка» 
  • Капитан: Василий Михайлович Головнин.
  • Офицеры:
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантика → мыс Горн → Перу → Камчатка → Кадьяк → Калифорния (форт Росс)  → Гавайские о-ва → Марианский архипелаг →  Филиппины →  о-в Св. Елены → Азорские о-ва → Кронштадт
  • Особенность: шлюп был блокирован английскими кораблями в гавани у мыса Доброй Надежды (1808), экипаж сумел организовать побег «Дианы» из плена. Во время описания Курильских и Шантарских островов экипаж вместе с кораблем захвачен в плен японцами. В 1813 г. освобождён из плена, в С-Петербург добрался в 1814 через Сибирь. 
  • Цель: Доставка грузов и продовольствия в Петропавловск-Камчатский и Охотск, корректировка карт в русских владениях и опись северо-западных берегов Северной Америки,  проверить отношения работников Российско-американской компании к местными жителями
  • Результаты: получены точные карты русских владений у Камчатки, Аляске и Калифорнии, за время плавания проведены обширные метеорологические наблюдения, обобщенные в изданной позднее книге.

5. Третье русское кругосветное плавание Лазарева и Беллингаузена на шлюпах «Мирный» и «Восток» (1819–1821)

  • Корабли: парусные шлюпы «Мирный» и «Восток»
  • Капитаны: Михаил Петрович Лазарев («Мирный»), Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен («Восток»)
  • Офицеры:
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → Южная Атлантика → Антарктика → Тихий океан → Петропавловск-Камчатский → Кронштадт
  • Цель: Исследование Антарктики, поиск Южного материка.
  • Результаты: Открытие Антарктиды, составление первых карт её береговой линии, проведение научных исследований в области геофизики и биологии.

6. Четвёртое русское кругосветное плавание Головина, Васильева и Давыдова на фрегатах «Камчатка», «Открытие» и «Бородино» (1820–1824)

  • Корабли: парусные фрегаты «Камчатка», «Открытие» и «Бородино»
  • Капитаны: Василий Михайлович Головнин («Камчатка»), Михаил Николаевич Васильев («Открытие»), Гавриил Иванович Давыдов («Бородино»)
  • Офицеры:
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → мыс Горн → Тихий океан → Русская Америка → Гавайские острова → Кронштадт
  • Цель: Доставка грузов в Русскую Америку, исследование тихоокеанских островов, картографические работы.
  • Результаты: Проведение гидрографических работ, изучение природных ресурсов и коренного населения Аляски и Алеутских островов, укрепление позиций России в Тихоокеанском регионе.

7. Пятое русское кругосветное плавание Коцебу и Литке на шлюпах «Предприятие» и «Ладога» (1823–1826)

  • Корабли: парусные шлюпы «Предприятие» и «Ладога»
  • Капитаны: Отто Евстафьевич Коцебу («Предприятие»), Фёдор Петрович Литке («Ладога»)
  • Офицеры:
  • Маршрут: Кронштадт → Балтийское море → Атлантический океан → Северная Атлантика → Тихий океан → Гавайские острова → Кронштадт
  • Цель: Исследования в Арктике, изучение природы и народов северных регионов.
  • Результаты: Картографическое описание северного побережья Сибири, открытие новых островов в Арктическом океане, сбор этнографической информации о коренных народах Севера

8. Экспедиция Фердинанда Врангеля на транспорте «Кроткий» (1825–1827)

  • Корабль: Транспорт «Кроткий».
  • Капитан: Фердинанд Петрович Врангель.
  • Офицеры:
    • Ефим Путятин (мичман, позже адмирал).
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантика → мыс Горн → Камчатка → Русская Америка → Калифорния → мыс Доброй Надежды → Кронштадт.
  • Цель: Доставка грузов в Русскую Америку.
  • Результаты: Исследование побережья Аляски, укрепление форта Росс в Калифорнии.

9. Шестое русское кругосветное плавание Литке и Станюковича на шлюпах «Сенявин» и «Моллер» (1826–1829)

  • Корабли: парусные шлюпы «Сенявин» и «Моллер»
  • Капитаны: Фёдор Петрович Литке («Сенявин»), Михаил Николаевич Станюкович («Моллер»)
  • Офицеры:
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → мыс Горн → Тихий океан → Петропавловск-Камчатский → Кронштадт
  • Цель: Продолжение исследований в Арктике, картография северных берегов Евразии.
  • Результаты: Подробное описание арктического побережья, сбор научной информации о климате, флоре и фауне региона, установление контактов с местными жителями.

10. Седьмое русское кругосветное плавание Нормана и Бутакова на фрегатах «Крейсер» и «Елена» (1830–1832 ???) 

  • Корабли: парусные фрегаты «Крейсер» и «Елена»
  • Капитаны: Михаил Дмитриевич Нордман («Крейсер»), Александр Степанович Бутаков («Елена»)
  • Офицеры:
    • Нахимов, Павел Степанович (мичман, будущий герой Крымской войны).
    • Евфимий Путятин (мичман, позже дипломат и адмирал).
  • Маршрут: ??? Кронштадт → Атлантический океан → мыс Горн → Тихий океан → Гавайские острова → Кронштадт / ??? Кронштадт → Атлантика → мыс Доброй Надежды → Русская Америка → Калифорния → Гавайи → мыс Горн → Кронштадт
  • Цель: Охрана русских колоний в Америке и доставка грузов, научная деятельность.
  • Результаты: Укрепление позиций России в Калифорнии, сбор научных данных о природе и культуре посещённых стран, развитие морского искусства.

11. Восьмое русское кругосветное плавание Унковского и Завойко на фрегатах «Аврора» и «Диана» (1840–1845)

  • Корабли: парусные фрегаты «Аврора» и «Диана»
  • Капитаны: Иван Семёнович Унковский («Аврора»), Василий Степанович Завойко («Диана»)
  • Офицеры:
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → мыс Горн → Тихий океан → Русская Америка → Гавайские острова → Кронштадт
  • Цель: Обеспечение связи с российскими владениями в Америке, защита интересов России в Тихоокеанском регионе.
  • Результаты: Защита российских поселений от нападений иностранных колонистов, укрепление российского присутствия в Северной Америке, расширение научных знаний о Тихоокеанской акватории.

12. Экспедиция Невельского на транспортах «Байкал», «Меншиков» (1848–1855)

  • Корабли: Транспорты «Байкал», «Меншиков».
  • Капитан: Геннадий Иванович Невельской.
  • Офицеры:
  • Николай Бошняк (исследователь Сахалина).
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантика → мыс Горн → Петропавловск-Камчатский →
    Амурский лиман → Сахалин.
  • Цель: Исследование устья Амура и Сахалина.
  • Результат: Доказано, что Сахалин — остров, а Амур судоходен.

13. Девятое русское кругосветное плавание Путятина и Лихачева на фрегатах «Паллада» и «Оливуца» (1850–1855)

  • Корабли: парусные фрегаты «Паллада» и «Оливуца»
  • Капитаны: Евгений Васильевич Путятин («Паллада»), Пётр Иванович Лихачёв («Оливуца»)
  • Офицеры:
  • Писатель: Гончаров в очерках путешествия «Фрегат Паллада» подробно описал историю и сухопутную экспедиции — назад с Дальнего Востока в Европейскую часть России. 
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → мыс Доброй Надежды → Индийский океан → Японское море → Петропавловск-Камчатский → Кронштадт
  • Цель: Дипломатическая миссия в Японию, заключение торгового договора, научные исследования.
  • Результаты: Заключение Симодского трактата с Японией, начало официальных торговых отношений, подробное описание японской культуры и быта.

14. Десятое русское кругосветное плавание Копытова и Попова на клиперах «Алмаз» и «Изумруд» (1863–1866)

  • Корабли: парусно-паровые клиперы «Алмаз» и «Изумруд»
  • Капитаны: Николай Васильевич Копытов («Алмаз»), Андрей Александрович Попов («Изумруд»)
  • Офицеры: 
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → мыс Горн → Тихий океан → Гавайские острова → Кронштадт
  • Цель: Поддержка русских интересов в Тихоокеанском регионе, демонстрация флага, научные исследования.
  • Результаты: Установление дружественных отношений с различными странами, сбор научной информации о флоре и фауне, участие в международной выставке в Париже.

15. Одиннадцатое русское кругосветное плавание Пилкина и Назимова на клипере «Всадник» и корвете «Витязь»(1870–1873)

  • Корабли: парусно-паровые клипер «Всадник», корвет «Витязь»
  • Капитаны: Константин Павлович Пилкин («Всадник»), Павел Николаевич Назимов («Витязь»)
  • Офицеры:
  • Маршрут: Кронштадт → Атлантический океан → мыс Горн → Тихий океан → Гавайские острова → Кронштадт
  • Цель: Научные исследования, военно-морская практика, поддержка российских интересов в Тихоокеанском регионе.
  • Результаты: Сбор научных данных о природе и культуре посещённых стран, укрепление международного авторитета России, развитие военно-морской науки.

 

Кругосветное и полукругосветное плавание

Кругосветное плавание (определение):
Это морское путешествие, при котором судно пересекает все меридианы Земли (или совершает полный оборот вокруг земного шара), возвращаясь в исходную точку. Минимальное условие — пройти не менее 36?787 км (длина экватора). Традиционно кругосветка включает проход через два противоположных океана (например, Атлантический и Тихий) и обход мысов Горн (Южная Америка) или Доброй Надежды (Африка).

Примеры из русских экспедиций XIX века:
1. **Экспедиция Крузенштерна и Лисянского (1803–1806)**
— Маршрут: Кронштадт > Атлантика > мыс Горн > Тихий океан > Камчатка > Китай > Индийский океан > мыс Доброй Надежды > Кронштадт.
— Полный круг с пересечением всех меридианов.

2. **Антарктическая экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева (1819–1821)**
— Маршрут: Кронштадт > Антарктида > Австралия > мыс Доброй Надежды > Кронштадт.
— Обогнули Землю через южные широты.

Полукругосветное плавание (определение):
Плавание, при котором судно преодолевает значительную часть земного шара (обычно более половины пути), но **не замыкает круг**. Часто это переход из Европы на Дальний Восток (или обратно) через один из океанов, без возврата в исходную точку по другому маршруту.

Примеры:
1. Экспедиция Геннадия Невельского (1848–1855)
— Маршрут: Кронштадт > мыс Горн > Камчатка > Амур.
— Цель: Исследование устья Амура. Суда не вернулись в Кронштадт, остались на Дальнем Востоке.

2. Экспедиция Василия Головнина на «Диане» (1807–1809)
— Маршрут: Кронштадт > мыс Горн > Камчатка.

3. Экспедиция Лазарева на фрегате «Крейсер» (1822–1825):
— Маршрут: Кронштадт > мыс Доброй Надежды > Русская Америка > мыс Горн > Кронштадт.
— Формально кругосветное, но из-за «восьмёрки» через оба мыса иногда относилось к полукругосветным.

Ключевые различия:
Критерии:

  • Маршрут:
    • Кругосветное плавание — Полный круг вокруг Земли
    • Полукругосветное плавание — Значительный отрезок без замыкания
  • Возврат в исходную точку:
    • Кругосветное плавание — Обязателен.
    • Полукругосветное плавание — Не обязателен.
  • Пересечение меридианов:
    • Кругосветное плавание — Все 360°. 
    • Полукругосветное плавание — Частичное (например, 180°). 
  • Исторический контекст:
    • Кругосветное плавание — Исследования, престиж, наука.
    • Полукругосветное плавание — Логистика, доставка грузов, разведка.

Примечание: иногда критерием кругосветного плавание считают длину экватора.

 Особенности русских экспедиций
В XIX веке многие русские плавания на Дальний Восток формально не считались кругосветными, так как:
— Суда часто оставались в Тихом океане для охраны колоний (например, Русская Америка).
— Обратный путь мог совершаться другим судном или через сухопутные маршруты.
— Термин «полукругосветное» использовался для маршрутов Кронштадт > Камчатка/Аляска > Кронштадт через мыс Горн или мыс Доброй Надежды, если путь не замыкал полный круг.

Итог:
Кругосветное плавание — это полный обход Земли с возвратом в исходную точку. Полукругосветное — масштабное, но незамкнутое путешествие, характерное для эпохи колониальных исследований и логистики. Русские экспедиции XIX века часто сочетали оба типа, адаптируя маршруты под политические и научные задачи.

* * *

Современные парусные кругосветки

Вокруг света можно ходить не только на больших судах, но и на надувных парусниках. 1 июля 2021 года из Кронштадта вышел в открытое море тримаран с двумя путешественниками: первый заместитель председателя Томского отделения РГО Евгений Ковалевский и член РГО Станислав Березкин отправились в экспедицию «По пути русских кругосветных мореплавателей». «Мы не ставим себе целью полностью повторить чей-то маршрут, — поясняет Станислав Березкин. — Наша задача — напомнить миру о русских кругосветных плаваниях, пройдя через узловые точки их пути».

Послесловие редактора: плавание современных русских мореходов на НАДУВНОМ ТРИМАРАНЕ было чрезвычайно рискованное (были непоправимые поломки каркаса, акулы кусками выгрызали части  оболочки катамарана, внезапное заболел один участник и началось СВО). Но, благодаря профессионализму русских моряков, их невероятной храбрости … и удаче, плавание в полном объеме благополучно завершилось. Хотя надувной катамаран по особенностям конструкции (каркас/оболочка) для плавания в океане оказался не пригоден, отважные мореходы блестяще доказали: «Русским морякам лучше всего удаются мероприятия неисполнимые» (Адмирал Нахимов)